Печора   ::   Азаров Юрий Петрович

Страница: 33 из 446

Но мне даже лучше: не любил я никогда «Идиота», и я, ошеломленный, в мешочек, в котором мама когда-то деревянные обрезочки с домостроительного комбината носила, запихиваю, а Сыр-Бор другую книгу вытаскивает:

– Всего сто экземпляров этой книги. Фамильная книга (издана в Казани) Слепцовых-Мартыновых. Мартынов, который Лермонтова убил.

Я смотрю на фотографию Мартынова, седого, с двумя подбородочками, читаю: «Провидение руководило мной», поражаюсь: умер он не то в 1896-м, не то в 1898 году, говорю:

– Убийцы – долго всегда живут.

– Как-как? – спрашивает Сыр-Бор.

– Да это я про себя, – бормочу я и неожиданно для себя: – А где вы эти книжечки взяли? – Взъелось что-то во мне и против Тарабрина, и против Мартынова.

Лермонтов в те годы был моим кумиром. Это теперь Лермонтова подзабыли, а тогда я почти всего «Печорина» знал наизусть, стихи не знал, а проза сама в мозги лезла, страницами целыми. А Сыр-Бор поверх очков на меня смотрит, точно соображает, что я знаю о нём. А мне известны какие-то слухи, которые меня меньше всего интересуют. Слухи о том, что он книжечки у ссыльных за бесценок, за корку хлеба менял, потому что в должности был хорошей. А может, это слухи просто, кто знает, как эти книжечки о кавалергардах и о роде Слепцовых-Мартыновых к нему, сосланному, попали,

– Это моя личная библиотека, – сказал Тарабрин. – Личная.

– Как корешки светятся, – говорю я рассеянно. – Переплётики самодельные. Кожаные.

– Это о расколе русском. О патриархе Никоне, о протопопе Аввакуме, царе тишайшем Алексее Михайловиче.

– Сжёг он Аввакума.

– Не он сжёг.

– А это что такое?

– Две книги одного и того же автора, О Макиавелли и Савонароле.

|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]