Страница:
18 из 530
На Шантарах он открыл и описал два больших острова и в честь своего начальства, директоров компании, назвал их Кусовым и Прокофьевым. Но не это, не это главное.
Остров Кусова... Двухсотсаженные рыжие скалы среди кипящего Охотского моря. Увидит ли их капитан когда-нибудь?
Плавал Козмин и на пароходах по Балтийскому морю, а на парусных судах с моряками-аристократами, на которых, по первому впечатлению, показался ему похожим явившийся в инструментальный кабинет молодой капитан-лейтенант.
Козмин слушал его долго, все выслушал. Подполковник, но ведь штурманский, то есть из простых, терпеливых... они умеют слушать.
— Это все неверно! — сказал Козмин. — Этого нет ничего! — и несколько раз махнул рукой.
— Почему же вы молчите, если этого нет?
— То есть как-с... Поясните... Кстати, никто не молчит, поданы не раз были рапорты...
— А судьба их?
— Как и судьба всех бумаг! Исследуйте вид какой-либо касатки [28] или объясните научно о нем что-нибудь — и вас распубликуют во всей Европе и ваши коллекции поместят под стекло. А спросите Федора Петровича, почему он, имея все средства: судно, людей, инструкцию описать все южные заливы Охотского моря, а значит, и лиман, не пошел туда и не проверил мои доклады и рапорты? Чем это можно объяснить? Подумайте. А? Вот то-то!
Козмин вдруг рассердился.
— Пришлось бы опровергать Крузенштерна [29] , на это Федор Петрович никогда не пойдет. Рыб описывать, моллюсков, водоросли? Пожалуйста! А спорить с учеными Европы, составившими карты, он не будет, так как честь науки для него на первом месте.
|< Пред. 16 17 18 19 20 След. >|