Стоящий в тени Бога   ::   Пульвер Юрий

Страница: 308 из 356

Это доказывает следующее характерное признание Крития у Платона: «Если он и назвал все то, что ты привел раньше, делами и деятельностью, то не думаешь ли ты, что он хотел этим сказать, что ни для кого не позор кроить сапоги, или продавать соленую рыбу, или заниматься профессиональным сводничеством? Нельзя же этому поверить, Сократ».

Общественное презрение к ремесленникам и представителям торговых промыслов было так велико, что порой исключало гражданина из числа членов ареопага. В Риме такое же правовое бесчестие клеймило и другие профессии, например: танцоров, актеров, гладиаторов.

В стране обетованной блудниц, жеманников [91] и наемных бойцов, закалывающих друг друга на арене за деньги или из страха перед римскими хозяевами, тоже за людей не считали. Тех, кто работал, напротив, уважали, пусть и не так сильно, как царей или левитов. Белоручки же одобрения не заслуживали:

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь ото сна твоего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник...

Ленивая рука-делает бедным, а рука прилежных обогащает...

Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его...

Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство...

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен...

Ленивый не жарит своей дичи, а имущество человека прилежного многоценно» (Пр.

|< Пред. 306 307 308 309 310 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]