Жили-были   ::   Шкловский Виктор

Страница: 114 из 181

Говоря об этом, Блок подводил аудиторию к пониманию Пушкина.

Третьим делом поэта Блок считал следующее: "...принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир..."

Вне этого нет ни жизни, ни поэзии.

Для Маяковского в статье его "Как делать стихи?" стихотворение начинается с поэтических заготовок; эти заготовки могут быть темами-мотивами,- например, "Дождь в Нью-Йорке" или "Старик при уборной в огромном геслеровском ресторане в Берлине". Но, кроме тем-мотивов, существуют заготовки рифм, причем поэт выписывает ряд рифм, но стихотворение как целое рождается ритмическим гулом. Поэт пишет: ("Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам.

Так обстругивается и оформляется ритм - основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова".

Дальше поэт пишет: "Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорее всего - во мне".

"Размер получается у меня в результате покрытия этого ритмического гула словами, словами, выдвигаемыми целевой установкой (все время спрашиваешь себя: А то ли это слово? А кому я его буду читать? А так ли оно поймется и т. д.), словами, контролируемыми высшим тактом, способностями, талантом".

"Целевая установка" Маяковского близка "введению в мир" Блока, но у Блока мир дан только как познаваемый, а у Маяковского мир дан в его волевом сотворении поэтом.

|< Пред. 112 113 114 115 116 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]