Жили-были   ::   Шкловский Виктор

Страница: 121 из 181



Здесь нет иррациональности представления - это стихи о любви и о поездке на острова по взморью. Поэтическая неточность расширяет описание, дает за ним ряд реальных соответствий, реальных значений, которые являются целью описания.

В "Возмездии" поэт писал, развивая ту же картину, метонимически выделяя постоянное и обобщающее:

И те же барыни и франты

Летели здесь на острова,

И так же конь чуть слышным смехом

Коню навстречу отвечал,

И черный ус, мешаясь с мехом,

Глаза и губы щекотал...

Электрические лампочки с батарейками вставлялись в дышла рысаков. На морозном воздухе была видна голова коня, его дыхание, сани были во тьме, и казалось, что рысак смеется.

Этот сдвиг обостряется тем, что смех сопровождается точным описанием поцелуя. Пойду вперед в описании. Эта тема была закончена Блоком в поэме "Двенадцать" :

Снег крутит, лихач кричит,

банька с Катькою летит

Елекстрический фонарик

На оглобельках... Ах, ах, пади!..

И дальше:

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом...

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая...

Тут дана реально существующая картина в ее последовательном развитии. А. Блок не был последовательным символистом, он шире этой школы.

Символист сознательно шел к тому, что сам Андрей Белый не без злобы называл "невнятицей".

Опоязовцы пытались в различных явлениях развивающегося искусства выяснять общие законы. Сами себя "формалистами" они не называли...

|< Пред. 119 120 121 122 123 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]