Буддизм и христианство (Сатанизм для интеллигенции, том 1 часть 4) :: Кураев Андрей
Страница:
59 из 148
Но любимый образ буддистов, привлекаемый ими для пояснения нирваны - это огонь в лампе. Когда в лампе выгорает все масло, она потухает. Человеческое существование - это лампа. Она горит, то есть длится, пока в ней есть элементы бытия. Элементы бытия втягиваются в лампу желаниями. Угаси желания - и огонь погаснет. Жизнь уйдет. "Огонь светильника горит, кажется длящимся, существующим. Между тем в каждое мгновение мы имеем в действительности новый огонь, длящегося огня нет. Следовательно, нет и огня вообще, а есть какое-то течение новых элементов, которое мы привыкли называть огнем. Когда масло в светильнике иссякнет, огонь погаснет, течение моментов огня прекратится. Так угаснет и мировая жизнь, когда перестанут появляться элементы бытия. Путь к этому угасанию изменчивого мерцания нашей жизни найден Буддою" [842].
Так может ли образ погасшего светильника быть символом полноты божественного огня?
Цель Будды - загасить огонь жизни; цель Христа - поддержать. Как отмечает Ганс Кюнг, "самый дискуссионный вопрос буддизма - не означает ли погашение страданий погашение самого человека" [843].
Ранний буддизм был вполне философичен и, кроме того, активно противостоял брахманизму. Его не пугала последовательность. И он ясно отличал идеал единения с Брахманом от своей проповеди Нирваны. "Дары проповедуют обездоленным, желания душам заурядным, пустоту - лучшим" [844]. Нирвана - смерть, за которой нет возрождения.
Согласно раннебуддистской школе вайбхашиков Нирвана "реальна".
|< Пред. 57 58 59 60 61 След. >|