Дао - путь без пути   ::   Ошо

Страница: 59 из 316



Беседа вторая

У РАДОСТИ НЕТ ПРИЧИНЫ



Бродя по склонам горы Тэй, Конфуций встретил Юнь-ши-ши, идущего в одном тулупе, пер е поясанном вере в кой, по вересковому полю, поющего и играющего на лютне.

— В чем причина твоей радости, Учитель? — спросил Кон фуций.

— У меня много радостей. Из м ил л иа р да созданий неба — че ловек самое благородное, а мне выпало счастье родит ь ся человеком. Это первая радость.

Многие, рождаясь, не проживают дня или месяца, не вы растают из пеленок, а я уже дожил до девяноста лет. Это тоже радость. Для всех нищета является нормой, а концом — смерть. Пр и держиваясь норм и ожидая ко н ца, о чем еще здесь тревожиться?"

— Прекрасно, — сказал Конфуций. — Вот человек, знающий, как себя утешить.

Прекрасная притча, и не только прекрасная, но и весьма тонкая. Поверхностный взгляд не достигает ее смысла. Даосские притчи не лежат на поверхности, они очень глубоки, в них надо проникнуть, вглядеться и медитировать, только тогда вам откроется их истинный смысл. На первый взгляд кажется, что к Конфуцию относятся с большим почтением; кажется, притча говорит о мудрости Конфуция. На самом деле все наоборот.

Даосский и конфуцианский подход диаметрально противоположны, дальше некуда. Конфуций верит в закон, в традицию, в учение, он верит в характер, мораль, культуру, общество, образование. Дао верит в спонтанность, индивидуальность, свободу. Дао — революционно. Конфуций — конформист.

Даосизм — глубочайший нонконформизм, когда-либо возникший в мире, он революционен по самому своему существу. Это бунт, и даосские мистики Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ли-цзы подтрунивают над подходом Конфуция.

|< Пред. 57 58 59 60 61 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]