Страница:
97 из 184
Одну и ту же янтру можно применять в различных целях, изменяя сопровождающую мантру, добавляя к ней новые слова или биджа-звуки; в любом случае, работа с янтрой без мантры невозможна.
Вместо янтры мантра-садхак может использовать в качестве средства сосредоточения внимания при выполнении мантра-джапы скульптурное или живописное изображение, цветок или лампу. Янтра представляет собой абстрактный способ изображения божества, тогда как скульптура или картина показывают это божество в человеческом или получеловеческом облике. Янтра является более действенным средством для сосредоточения, так как основана на неизменных законах геометрии. Однако для работы с янтрой или другим изображением необходима пранапратиштха, призывание праны (энергии жизненной силы) божества, которая обеспечивается с помощью мантры.
Мантра представляет собой само божество, а янтра — тело этого божества. Божество наполняет янтру только посредством мантры. Этот процесс и является «заклинанием», призыванием — пранапратиштхой.
Чаще всего янтры применяются в шести целях, о которых уже упоминалось в главе о мантрах:
1. Шанти-карма: миролюбивые задачи.
2. Мохан-карма: привлечение, приворот.
3. Вашикаран-карма: порабощение.
4. Истамбхан-карма: остановка, или обездвиживание.
5. Уччатан-карма: отвлечение, запутывание.
6. Маран-карма: прекращение существования какой-либо физической формы.
Янтры и элементы
Во время янтра-садханы элементы оказывают на практикующего различное влияние.
|< Пред. 95 96 97 98 99 След. >|