История религии (Том 1)   ::   Мень Александр

Страница: 60 из 426

Между тем эту тождественность вряд лиможно считать каким-то философским преступлением. В наши дни, по словам создателя кибернетики Н. Винера, "наивный реализм физики уступает место чему-то такому, с чем мог бы охотно согласиться епископ Беркли" (Н. Винер. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 34).

/4/. Thomas Aquinas. Summa Theol., 1, 1, 9.

/5/. Физика наших дней постоянно сталкивается с парадоксами, которые разрушают первичные представления. Именно поэтому Макс Планк утверждал, что "философ, оценивающий научную теорию постольку, поскольку ее смысл может быть ясно понят, задерживает стремление науки к дальнейшему прогрессу" (М. Планк. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 198). Примечательно, что и К. Маркс считал парадоксы в науке неизбежными. "Научные истины, писал он, - всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 16. С. 131).

/6/. А. Бергсон. Творческая эволюция. М., 1914. С. III.

/7/. См.: Философия естествознания. М., 1966. С. 72, 226-227. Вопреки логике, созданной в рамках макромира, современная физика утверждает, что "в квантовой механике не существует понятия траектории частицы" (Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. Квантовая механика. М., 1963. С. 14).

/8/. П. А. Дирак. Принципы квантовой механики/Пер. с англ. М., 1960. С. 13.

/9/. М. Э. Омельяновский. Проблема наглядности в физике. - "Вопросы философии". 1961. Номер 11. С. 55. Подробнее об этом см. в работе доктора филос. А. М. Мостепаненко "Пространство и время в макро-, мегаи микромире" (М.

|< Пред. 58 59 60 61 62 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]