История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 31 из 701

, 1913,с. 113. У бушменов, которые не обрабатывают земли, не имеют домашних животных и живут семьями, "общепринята моногамия" (И. Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с. 129); X. Матей. Пигмеи. Бухарест. 1966, с. 100.

48. А. Коуэлл. Цит. соч., стр. 188.

49. В. Вундт. Элементы психологии народов. СПб., 1913, с. 40.

50. Вяч. Иванов. По звездам. СПб., 1909, с. 383, 412.

Глава вторая

В МИРЕ ДЕМОНОВ И ДУХОВ

Все полно богов.

Фалес Милетский

Богиня-Мать - всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры - это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.

Когда эвенки охотятся на медведя, они окружают его берлогу, произнося формулы "уговоров", и, когда медведь убит, долго извиняются перед ним и уверяют, что они не виноваты в его гибели51. У северных народов есть обычай, по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь часть ее бросают в воду со словами: "Тюлень ушел в море!" Черепа убитых зверей приносят в дом и всячески ублажают их, как дорогих "гостей". Охотники танцуют вокруг и поют: "Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас"52.

|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]