История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 81 из 701

Это непременно должно оказать воздействие на намеченную жертву155.

Австралийцы особенно боятся так называемого "нацеливания" костью. "Для этого острую кость, вырезанную в виде маленького дротика, нацеливают в далекого врага и с произнесением проклятий бросают в его сторону"156.

"Самым удивительным во всем этом, - пишет Ю. Липпс, - является то, что человек, чувствующий себя жертвой подобного рода колдовских чар, часто действительно умирает, потому что он сам верит в силу их действия, как и те, кто его околдовывает... Подобный случай я сам наблюдал у индейцев оджибве, у которых знахарь на расстоянии "загубил" врага при помощи магического заклинания"157.

В этой "вредоносной" магии есть и элементы оккультизма, и элементы внушения, и просто суеверия. Но опять-таки нам важна не сама магия, а субъективные побуждения, с которыми к ней прибегают.

Вышеприведенные примеры достаточно ясно характеризуют эту субъективную сторону Магизма. Его главный нерв - использование сил, все равно природных или сверхприродных, в повседневных целях и личных нуждах.

x x x

Магия была основана на заблуждении. Но это заблуждение не являлось абсолютным. Было правильно понято наличие в мире закономерностей и причинных связей, хотя реальное знание этих законов отсутствовало или находилось в зачатке.

Фрэзер очень близок к истине в своей характеристике сущности магии.

|< Пред. 79 80 81 82 83 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]