История религии (Том 4)   ::   Мень Александр

Страница: 300 из 370

Праматерия - извечна. Демиург лишь привел ее в гармонический порядок (8). "Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка порядок" (9).

Таким образом, процесс миротворения есть процесс активности Логоса в царстве вечного Хаоса.

Эту замечательную догадку о том, что в природе есть нечто противящееся структурности, Платон опять-таки излагает на языческий лад. Подобно тому как в древних космогониях Хаос никогда не может быть побежден силами гармонии, так и в "Тимее" черты несовершенства остаются неизбежными в нашем "наилучшем из миров". Создание Вселенной закончено, и она охватывает все видимое единым кругом. Полностью изгнать из нее хаотическое начало не под силу и самому Демиургу, ибо оно связано с властью Ананке - Необходимости. "Из сочетания Ума и Необходимости произошло смешанное рождение нашего космоса. Правда, Ум одержал верх над Необходимостью, убедив ее обратить к наилучшему большую часть того, что рождалось".

Поэтому Платон считает, что для верного описания рождения Вселенной, кроме божественного Разума, "следует привнести также и вид беспорядочной причины" (10). И хотя Логос во многом упорядочил Хаос, этот последний, в сущности, необорим.

В свое время П. Флоренский, желая подчеркнуть "народные" корни платонизма, указал на его тесную связь с магией (11).

|< Пред. 298 299 300 301 302 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]