Страница:
56 из 370
Казалось, будто на человека, в какой-то миг ощутившего радость свободы, надевали цепи; он вновь становился узником Судьбы, рабом Ананке - Необходимости. Когда радения сменились праздниками, этот контраст не исчез. И именно опыт слияния с Целым и последующего падения во тьму бессилия был осмыслен в первом греческом религиозном учении - орфизме.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава четвертая
ДИОНИС
1. Еврипид. Вакханки, 18 сл. Пер. И. Анненского.
2. См.: Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. В этом фундаментальном труде автор пытается проследить связь дионисизма с наиболее ранними эллинскими, критскими и восточными культами. В высшей степени вероятно, что Дионисовы радения восходят к первобытной практике шаманизма (см.: А. Мень. Магизм и Единобожие, гл. 3) и ритуалам плодородия (см.: М. Nilssоп. А History of Greek Religion, р. 205-206).
3. Вяч. Иванов. Эллинская религия страдающего бога.- "Новый Путь", 1904, Э 3, с. 39.
4. Геродот, IV, 79; Павсаний. Описание Эллады, 7, 8; Илиада, XVI.
5. Еврипид. Вакханки, 75-77.
6. Еврипид. Вакханки, 78-82.
7. Эрвин Роде в своей классической работе о греческой религии утверждает, что "первый зародыш веры в бессмертие был дан в культе Диониса" (Е. Rohde. Psyche, 1910, b. II, s. 3).
8. Еврипид. Вакханки, 135.
9. Там же, 752.
10. См.: Ф. Зелинский. История античной культуры. М., 1915, с. 126.
11. Сам термин "трагедия" происходит от слова "трагос" (козел) и указывает на связь театра с представлениями ряженых, которые входили в Дионисовы праздники (см.: Вяч. Иванов.
|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|