Страница:
212 из 408
Но ситра ахара и нечистота – отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит, и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной Воли и Желания, но – как бросающий через плечо врагу своему против своего желания – лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону ситра ахара. И это называется задней стороной Высшего Желания Его" [311] .
Или, яснее: "Клипот и ситра ахара называется рвота и испражнения, как известно" [312] . "От клипа и ситра ахара происходят души народов мира, делающие добро для самоудовлетворения и говорящие "дай, дай" и "насыть меня", и потому они называются мертвыми" [313] .
В каббалистическом трактате "Зохара" эти же идеи звучат так: "Израилиты принадлежат стороне святости, другие народы – к стороне нечистоты. Израилиты находятся справа, все остальные слева… "Живые индивидуумы" – это сыны Израиля, которые составляют живую, святую и высшую индивидуальность… "Звери, насекомые и дикие животные" – это все другие народы, идолопоклонники, которые не являются "живыми индивидуумами"" [314] .
Насколько я понимаю, резюме этих размышлений таково: еврейские души происходят от мысли Бога [315] , а души не-евреев – от "испражнений".
А вот вывод, к которому пришел исследователь хасидской литературы: "В учениях ранних хасидских авторов о происхождении нееевреев и смысле их существования чрезвычайно важную роль играют концепции, которые связывали последних в той или иной мере с силами зла, пребывающими в созданном Богом мире… В произведениях ранних хасидских авторов проповедовалось учение, жестко и безапелляционно разделяющее человечество на "мы" и "они".
|< Пред. 210 211 212 213 214 След. >|