Магия, оккультизм, христианство :: Мень Александр
Страница:
74 из 261
В этой "вредоносной" магии есть и элементы оккультизма, и элементы внушения, и просто суеверия. Но опять-таки нам важна не сама магия, а субъективные побуждения, с которыми к ней прибегают.
Вышеприведенные примеры достаточно ясно характеризуют эту субъективную сторону Магизма. Его главный нерв - использование сил, все равно, природных или сверхприродных, в повседневных целях и личных нуждах.
* * *
Магия была основана на заблуждении. Но это заблуждение не являлось абсолютным. Было правильно понято наличие в мире закономерностей и причинных связей, хотя реальное знание этих законов отсутствовало или находилось в зачатке.
Фрэзер очень близок к истине в своей характеристике сущности магии. "Когда магия является в своей чистой и неизменной форме, - пишет он, - она предполагает, что в природе явления должны следовать одно за другим неизбежно и неизменно, не нуждаясь во вмешательстве личного или духовного агента. Итак, ее основоположения тождественны с основоположениями современной науки".
Здесь он лишь повторяет Тэйлора, который указывает на значение таких заблуждений, как астрология и алхимия, для развития естествознания. Цель науки - заставить природу служить человеку. Такова же и цель магии. Человеку мало верить в Единую Силу. Он хочет подчинить эту "Ману" себе, овладеть ею. Вспомним и шаманов, которые превращают духов в своих слуг.
|< Пред. 72 73 74 75 76 След. >|