Мировая духовная культура :: Мень Александр
Страница:
107 из 167
Он как бы молчаливо обратился к ученым, натурфилософам - к тем, кто раньше пытался постичь Бога через природу, - он хотел сказать им, что нечто важное, нечто тайное и глубинное, что находится в Боге, из природы не познаешь. Мы бы теперь сказали: из природы можно познать мощь Бога, Его мудрость, может быть, какую-то божественную эстетику. А Сократ искал другого. И это стало поворотным моментом.
Был ли Сократ официальным учителем? Нет, нисколько. Это был человек независимый, ходил в потрепанном плаще, босиком (впрочем, страна южная, это вполне подходило). Как только открывались ворота города - он уже в толпе, начинал вести дискуссии, разговоры, споры. Сократ никогда не выступал как оратор. Пророки говорили от имени Божия; греческие трагики через драму говорили о трагичности существования человека перед лицом неумолимой судьбы; а Сократ был добродушный собеседник, открытый, немножко лукавый. Он говорил: "Я никого не учу. Я просто вместе с вами тоже ищу истину". Это было и так и не так. Он, конечно, учил, но метод его был "акушерский", он так себя и называл: "Я - акушер. Истина уже сидит внутри вас, только надо ее родить, я вам помогаю ее родить".
В то время подобный образ жизни не казался странным. В Афинах люди любили публичные диспуты, обсуждение всевозможных проблем. Конечно, самыми горячими там были политические диспуты. Афины переживали тяжелый момент: демократия пришла в упадок, на ее место приходили другие формы правления. Сократ все это видел.
|< Пред. 105 106 107 108 109 След. >|