Наше мировоззрение (сборник) :: Серрано Мигель
Страница:
78 из 106
Но в конце XIX века наука ещё не проникла в этот фантастический мир физики элементарных частиц и квантовой механики, что позволяет теперь, по нашему мнению, снова вернуться к теории Вечного Возвращения и сделать это срочно, потому что суть откровения Ницше никогда не была раскрыта.
А орёл тем временем продолжал описывать свои круги в вышине.
МАГ
Последуем за тенью, которую отбрасывает орёл в своём полёте в чистом, разреженном воздухе. В этом возвышенном одиночестве мы вдруг слышим крик: «Вечным будет лишь тот, кто почувствует себя способным вечно повторяться!» Хорошо ли мы расслышали? А вот другой крик: «С момента появления этой идеи все цвета изменяются и история становится иной…» «Будущая история: эта идея будет одерживать всё новые и новые победы, а те, кто не верит в неё, полностью исчезнут; в их сознании останется место лишь для одной эфемерной жизни.»
Что это: отрицание учения о Вечном Возвращении, согласно которому ничто не может измениться? Фанатизм, экстаз, который превращается в религию, в угрозу? Ницше говорит также: «На протяжении одной человеческой жизни сначала один человек, потом многие, потом все будут захвачены самой могучей идеей — идеей Вечного Возвращения всех вещей. Для человечества это будет Час Великого Полудня».
Что такое Великий Полдень? Особое положение в Круге или выход из Круга? Эхо буддийской Нирваны, в которой сначала один человек, потом многие, потом все спасаются, покидая Колесо кармических перевоплощений? Ницше такое толкование отрицал.
Ницше имел ясный, проницательный ум, всегда осознавал опасность фанатизма, с которым так много боролся и который мог увлечь его на путь превращения в основателя религии.
|< Пред. 76 77 78 79 80 След. >|