Наше мировоззрение (сборник) :: Серрано Мигель
Страница:
81 из 106
И как мог бы я быть человеком, если б человек не был также поэтом, отгадчиком и избавителем от случая.
Спасти тех, кто прошли, и преобразовать всякое «было» в «так хотел я» — лишь это я назвал бы избавлением». (Так говорил Заратустра, 2-я часть. Об избавлении. Цит. по изданию Спб. 1913).
«Человек есть бесформенная масса, материал, безобразный камень, требующий ещё ваятеля… О, люди, в камне дремлет для меня образ, образ моих образов. Ах! Почему он должен дремать в самом твёрдом, самом безобразном камне?» (Ессе homo. Цит. по изданию Спб. 1911, с.99).
«Изобразить нелепость жизни как высшее богатство… Я хочу ввести в науку императив творчества, импульсивную необходимость создать нечто высшее по сравнению с нами… Тень подошла ко мне — самая молчаливая, самая лёгкая изо всех вещей приблизилась ко мне. Красота сверхчеловека приблизилась ко мне как тень». (Так говорил Заратустра. 2-я часть. На блаженных островах) Что это за фантом, ещё не достигнутая высшая стадия развития человека, конечная цель его существования? Свобода любого желания, любого произвола? «В конечной цели — любовь, осуществлённая мечта, ностальгия».
Но Ницше не верил в конечную цель существования в Круге Вечного Возвращения: он заменяет бесконечное количество случаев магическим творчеством, воздействием поэзии. Он сказал: «Наука — опасная вещь». Я думаю, речь шла о науке, превратившейся в поэзию.
Нет ничего более далёкого от дарвинизма, чем ницшеанская концепция Сверхчеловека.
|< Пред. 79 80 81 82 83 След. >|