Страница:
253 из 754
Посмотрите, как великолепно использует этот метод Ринзай в своей проповеди о «человеке без титула». Другой пример: когда Эко увидел Эдзе из Нангаку, он сказал: «Откуда ты? – потом добавил: – Что это сюда пришло?» Эдзе понадобилось целых восемь лет для того, чтобы ответить на этот вопрос удовлетворительно. Впоследствии такая манера задавать вопросы стала почти установившейся формой приветствия среди учителей дзэна.
Нань-ин спросил вновь прибывшего монаха: «Ты откуда?»
«Я из Нань-шана».
Учитель сказал: «Ты так же ошибаешься, как и я».
Кегэн спросил Сансе: «Откуда ты?»
«От Ринзая».
«Принес его меч».
Сансе взял подстилку с сидения (дзагу), ударил Кегэна ею по лицу и ушел.
Бокудзю спросил одного монаха: «Откуда ты пришел?»
«Из Ян-шаня».
«Ты лжешь», – сказал учитель. Другой раз он задал этот вопрос другому монаху:
«Откуда ты явился?»
«С Запада Реки, мой господин».
«Сколько сандалий ты износил?» – с этим монахом явно обошлись мягче.
В связи с различием между индийским и китайским методами, часто возникает вопрос о различии, если таковое имеется, между «Татхагатха дхьяной» и «Патриархальной дхьяной». Например, когда Кегэн показал свою «Песню бедности» Кедзану, последний сказал: «Ты понимаешь «Татхагатху дхьяну», но не понимаешь «Патриархальной дхьяны». Когда Бокудзю спросили о различии между ними, он ответил: «Зеленые горы – это зеленые горы, а белые облака – это белые облака».
|< Пред. 251 252 253 254 255 След. >|