Страница:
124 из 197
СКАЗАЛ ИМ рабан
Гамлиэль: ТАК ЕСЛИ ТОГДА, КОГДА ЭТО только ОДИН СНОП, В КОТОРОМ ЕСТЬ ДВЕ СЕА, И
если ЗАБЫЛИ ЕГО - ОН НЕ ШИХХА, ТО РАЗВЕ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ШИХХА ДВА СНОПА, В
КОТОРЫХ ЕСТЬ ДВА СЕА? ОТВЕТИЛИ ЕМУ: НЕТ! ЕСЛИ ТЫ СКАЗАЛ ОБ ОДНОМ СНОПЕ, КОТОРЫЙ
СЛОВНО СКИРДА, - СКАЖЕШЬ ЛИ то же самое О ДВУХ СНОПАХ, КОТОРЫЕ СЛОВНО ПУЧКИ
КОЛОСЬЕВ?!
Объяснение мишны шестой
После того, как предыдущая мишна сообщила Галаху "два снопа — шихха, три
— не шихха", теперь говорится о том, что в некоторых случаях один
сноп — тоже не шихха
СНОП, ЗАБЫТЫЙ в поле хозяином, В КОТОРОМ ЕСТЬ ДВЕ СЕА — объем которого равен двум сеа
(то есть около 26 л), — НЕ ШИХХА даже в том случае, если все снопы в
поле такой величины. Причина этого упоминается в конце этой мишны: такой сноп —
уже не сноп, а скирда. В Торе же сказано (Дварим 24:19): "...И забудешь на
поле СНОП" — сноп, а не скирду (Йерушалми). Согласно другому объяснению,
это выводится из слов (там же) "не возвращайся, чтобы ВЗЯТЬ ЕГО": шихха
— это такой сноп, который ты можешь взять рукой, следовательно, сноп
объемом в две сеа, который настолько велик, что рукой взять его
невозможно,
— не шихха (Йерушалми). Бартанура формулирует это несколько иначе: сноп, который ты
можешь разом поднять и унести на плече — шихха, значит, исключается из
этого сноп объемом в две сеа, который так велик, что ты не можешь разом
поднять его (Сифри; Раш).
ДВА СНОПА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ДВЕ СЕА если в поле забыты два снопа, которые вместе
составляют две сеа, — РАБАН ГАМЛИЭЛЬ ГОВОРИТ: они ПРИНАДЛЕЖАТ ХОЗЯИНУ
поля, потому что не становятся шихха точно так же, как один сноп в две сеа,
А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: эти снопы — ШИХХА, и потому они должны быть оставлены
ДЛЯ БЕДНЫХ.
|< Пред. 122 123 124 125 126 След. >|