Страница:
418 из 566
Классическая сценка со смещением перцептивных смыслов, когда дон Хуан заставляет Карлоса увидеть в тени от камешка «клей», связывающий его с остальным пространством, затем техника "созерцания теней" в качестве самостоятельных объектов изучения — все это яркие и теперь уже почти хрестоматийные примеры техники не-делания.
Но есть и противоположная техника, преследующая те же цели. Кастанеда не дал ей специального названия, я же, следуя традиции дона Хуана, поименовал бы ее магическим деланием или просто деланием. Смысл техники заключается не в дезавтоматизации перцептивных механизмов, а в особом творчестве восприятия, преднамеренно нарушающем идеи тоналя, являющиеся базовыми для принятого описания мира. Сюда можно отнести любую работу по визуализации или по концентрации внимания на не существующих для тоналя элементах внешнего поля, результаты которой в конце концов начинают успешно конкурировать с картиной повседневного, т. е. автоматического и стереотипизированного восприятия. Внимательный читатель легко догадается, что именно благодаря этой уловке оказываются эффективны многие медитативные техники, как те, что достались нам от цивилизаций древнего Востока, так и их модификации, разработанные смышлеными европейцами. Упражнения по произвольной концентрации внимания на точке или каком-то стабильном образе, идее, на объекте или процессе, существование которого возможно лишь благодаря нашему воображению, оказывает мощное влияние на силу фиксации точки сборки по многим причинам. Во-первых, влияет делание, о котором я уже сказал. Но это далеко не все.
|< Пред. 416 417 418 419 420 След. >|