Страница:
287 из 352
Но где премудрость обретается? и где место разума?
Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых…
Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом Офир-ским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов…
В конечном итоге Иов признает, что это знание исходит от Господа – единственного, кто способен наделять им, лишать его и восстанавливать его.
Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом.
Вполне возможно, что включение чудес металлургии в беседу Иова с друзьями вовсе не случайно. Поскольку нам ничего не известно о личности самого Иова и о том, где он жил, определенные ключи нам могут дать имена его трех друзей. Первым из них был Елифаз Феманитянин из южной Аравии; его имя переводится как «Господь мой чистое золото». Второго друга звали Вилдад Савхеянин, и приехал он из земель, расположенных южнее хеттского города Карсе-мит; название этой области переводится как «место глубоких ям». Третий друг Иова – Софар Наамитянин из земли, названной в честь сестры Тувалкаина, который был «ковачом всех орудий из меди и железа» (слова Библии). Таким образом, все трое происходили из земель, связанных с горным делом.
Задавая подробные вопросы, Иов (или автор Книги Иова) демонстрирует обширные познания в минералогии, горном деле и металлургии.
|< Пред. 285 286 287 288 289 След. >|