Страница:
103 из 294
(«Индуизм» вообще достаточно вольный термин, и любое индийское верование, не вписывающееся в рамки отдельной религии, относится к индуизму.)
К седьмому веку н. э. Махаяна распространилась в северо-западной и северо-восточной частях Индии, приблизившись к Тибету и Непалу. Местная тибетская религия, называемая бон, заключалась в почитании духов природы и горных демонов. В ней использовались сложные ритуалы, регулировавшие все аспекты жизни замкнутого сообщества. В конечном счете тибетские верования и божества местного пантеона были собраны в стройную систему и успешно «буддизированы» — по крайней мере, так думали проповедники Махаяны. На самом деле тантризм стал самостоятельной религией, хотя при необходимости рядился в одежды буддизма, индуизма или бон. Как правило, человек в первую очередь был тантристом и лишь во вторую — членом других религиозных организаций.
Буддизм Махаяны распространял свое влияние точно так же, как и ранее римское христианство: он принимал всех местных духов, почитаемых туземцами, и превращал их в ангелов, демонов, святых и богов, без труда вписывавшихся в общие рамки религии. (Основное отличие заключается в том, что буддисты действовали методами наставления и убеждения, а не огнем и мечом.) Способность Махаяны принимать в свой пантеон даже индуистских божеств привела к тому, что буддизм в Индии считался очередной индуистской сектой, и верующие без труда переходили от одной религии к другой. Мусульмане, вторгшиеся в Индию в XI веке, подвергли буддизм нещадным гонениям, но не уничтожили тантризм.
|< Пред. 101 102 103 104 105 След. >|