Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 554 из 718

Независимо от космологии этого вознесения, символизм "шагов" - мы еще встретим его в мифе о рождении Будды - очень точно совпадает с символизмом "ступеней", или надрезов, на шаманском дереве. Вся эта совокупность символик тесно связана с ритуальным вознесением на Небо. А вознесения, как мы уже много раз замечали, составляют неотъемлемую часть шаманизма.

Значение опьянения, достигаемого благодаря конопле, подтверждается, с другой стороны, широчайшим распространением этого иранского термина в Средней Азии. Иранское слово bangha - "конопля", стало во многих угро-финских языках обозначением как специально шаманского гриба, agaricus muscarius (употребляемого исключительно в качестве интоксикационного средства до или во время сеанса), так и самого опьянения 99 : достаточно сравнить, например, вогульское (мансийское) панкх - "гриб" (agaricus muscarius), мордовское панга, панго или черемисское (марийское) понго - "гриб". В северовогульском языке панкх обозначает также "опьянение", "пьянство". В гимнах божествам также упоминается экстаз, вызванный интоксикацией грибами 100 . Эти факты доказывают, что магико-религиозный престиж интоксикации в экстатических целях имеет иранское происхождение. Бангха, вместе с другими иранскими влияниями в Средней Азии, к которым мы еще вернемся, свидетельствует о высоком религиозном авторитете Ирана. Возможно, что техника шаманской интоксикации у угро-финнов имеет иранское происхождение.

|< Пред. 552 553 554 555 556 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]