Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 566 из 718

Так, Праджапати творит мир, "разогреваясь" аскетизмом до чрезвычайной степени 150 ; по сути он творит его путем своего рода магического потения. "Внутренний жар" или "мистический жар" является творческим; он приводит к определенного рода магической силе, которая, даже когда она не проявляется непосредственно как космогония (ср. миф о Праджапати), "творит" на более скромном космическом уровне: например, создает неисчислимые видения или чудеса аскетов и йогов (магический полет, упразднение физических законов, исчезновение и т. п.). "Внутренний жар" представляет собой, таким образом, неотъемлемую часть техники "первобытных" магов и шаманов (см. ниже); достижение "внутреннего жара" выражается в общепонятном виде как "властвование над огнем", а в конечном итоге как преодоление физических законов; это значит, что соответствующим образом "разогретый" маг может творить "чудеса", может создавать новые условия существования в Космосе и, в некотором роде, повторяет космогонию. Рассматриваемый с этой точки зрения, Праджапати становится одним из архетипов "магов".

Избыток тепла достигался путем медитации у огня - этот аскетический метод пользовался большим успехом в Индии - или путем задержки дыхания 151 . Нужно ли напоминать, что техника дыхания и задержка дыхания заняли значительное место в организации всего того комплекса аскетических процедур и магических, мистических и метафизических теорий, которые объединены под одним общим названием "йога" 152 .

|< Пред. 564 565 566 567 568 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]