Шаманизм: Архаические техники экстаза :: Элиаде Мирча
Страница:
572 из 718
Разумеется, протоисторические источники классической йоги вовсе не исключают существования промежуточных форм шаманской йоги, целью которой было бы достижение определенных экстатических переживаний 166 .
Другие "шаманские" элементы можно найти в индийских верованиях, связанных со смертью и судьбой умершего 167 . Как и у многих других азиатских народов, они сохраняют следы представлений о множестве душ 168 . Но в Древней Индии преимущественно верили, что после смерти душа возносится на Небо, к Яме 169 и Предкам (питарас). Умершему советовали не пугаться четырехглазых собак Ямы и идти дальше своей дорогой, чтобы присоединиться к Предкам и к богу Яме 170 . Ригведа не содержит точного описания моста, по которому должен проходить умерший. Упоминается, однако, о реке 171 и лодке 172 , что скорее напоминает дорогу в Ад, чем на Небо. Во всяком случае, мы узнаем остатки старого ритуала, в котором умершему напоминали дорогу, по которой следует идти, чтобы дойти до царства Ямы 173 . Известно также, что душа умершего не оставляла Землю сразу; она блуждала некоторое время (до года) вокруг дома. Поэтому ее призывали во время жертвоприношений и даров, приносимых в ее честь 174 .
Но в ведической и браминской религиях нет определенного понятия бога-проводника душ 175 . Такую роль иногда исполняет Рудра-Шива, но это поздняя концепция, подвергавшаяся, вероятно, влиянию верований доарийских аборигенов.
|< Пред. 570 571 572 573 574 След. >|