Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 575 из 718



Вспомним, наконец, и об экстатическом восхождении Арджуны на ГоруШивы, со всеми его световыми эпифаниями 186 ; не будучи "шаманским", оно входит в категорию мистических восхождений, к которым относятся и шаманские. Что касается световых переживаний, то здесь вспоминается кауманек эскимосского шамана, "блеск" или "свет", которые вдруг приводят все его тело в дрожь(см. выше). Разумеется, такое явление, как "внутренный свет", вспыхивающий вследствие долгих усилий концентрации и медитации, хорошо известно всем религиозным традициям и широко распространено в Индии, от Упанишад до тантризма (см. выше). Мы привели эти несколько примеров для того, чтобы указать рамки, в которые можно вписать некоторые шаманские переживания, поскольку, как мы не раз повторяли в этом труде, шаманизм в своей совокупности не всегда и не обязательно является извращенной и мрачной мистикой 187 .

Упомянем попутно также магический бубен и его роль в индийской магии 188 . Легенда иногда упоминает о божественном происхождении бубна; в одном из преданий говорится, что нага (дух-змея) открывает царю Канишку эффективность гханта в ритуалах дождя 189 . Мы подозреваем здесь влияние неарийского субстрата, тем более, что в магии исконных народов Индии (магии, которая, не всегда имея шаманскую структуру, тем не менее граничит с шаманизмом) бубны занимают важное место 190 . Поэтому мы не занимаемся исследованием ни бубна у неарийских народов Индии, ни культа черепов 191 , столь существенного в ламаизме и во многих индийских сектах тантрической ориентации.

|< Пред. 573 574 575 576 577 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]