Шаманизм: Архаические техники экстаза :: Элиаде Мирча
Страница:
635 из 718
Достаточно вспомнить роль образцовой модели, представляемой различными животными в даосских мистических техниках, чтобы осознать духовное богатство "шаманского" опыта, жившего в памяти древних китайцев. Забывая об ограничениях и фальшивых человеческих мерках, они находили - при условии умелого наследования повадок животных (походки, дыхания, криков и т. п.) - новое измерение жизни: находили непринужденность, свободу, "симпатию" (единение) со всеми космическими ритмами, и поэтому также счастье и бессмертие.
Нам кажется, что эта точка зрения на древние китайские обряды, столь похожие на "bear ceremonialism", позволяет понять их мистическую ценность и то, каким образом можно было достичь экстаза через хореографическую имитацию животного и через танец, изображающий вознесение; как в одном, так и в другом случае душа "выходила из себя" и улетала 122 . Назвать этот мистический взлет "сошествием" бога или духа? Иногда это только вопрос терминологии.
Монголия, Корея, Япония
Для религии монголов Сининга, на северо-западе Китая, которых китайцы называют Т'у-чжен, то есть "люди края", характерен шаманизм, сильно гибридизированный ламаизмом 123 . У монголов с XVII века ламаизм старался уничтожить шаманство 124 . Но старая монгольская религия в итоге ассимилировала ламаистский вклад, при этом не утратив полностью свою самобытность 125 . Вплоть до последнего времени шаманы и шаманки еще играли существенную роль в религиозной жизни племен 126 .
|< Пред. 633 634 635 636 637 След. >|