Шаманизм: Архаические техники экстаза :: Элиаде Мирча
Страница:
663 из 718
Разве перед нами не символическое кование "головы" шамана, подобное тому, которое осуществляют "демоны" в инициационных видениях будущего шамана? Шаман спускается в Преисподнюю, где обитает Кыдаай Максин, воплощает в себя его дух, и последний устами шамана отвечает на задаваемые вопросы относительно болезни и способа ее излечения 25 .
"Власть над огнем", и особенно магия металлов, повсюду обеспечили кузнецам репутацию грозных колдунов 26 , отсюда двоякое отношение к ним: их одновременно и презирают, и почитают. Это противоречивое поведение особенно часто наблюдается в Африке 27 ; во многих племенах кузнеца оскорбляют, считают парией и даже могут безнаказанно убить 28 ; в других же племенах, кузнеца, напротив, уважают, отождествляя со знахарем, и даже выбирают политическим вождем 29 . Такое поведение объясняется противоречивыми реакциями, которые вызывают металлы и металлургия, а также разницей уровней развития африканских племен: некоторые из них освоили металлургию довольно поздно и в сложных исторических обстоятельствах. Для нас здесь важен тот факт, что и в Африке кузнецы иногда создают тайные общества с особыми ритуалами посвящения 30 . В некоторых случаях между кузнецами и шаманами или знахарями возникает симбиоз 31 . Присутствие кузнецов в инициационных обществах ("Mannerbunde") зафиксировано у древних германцев 32 и японцев 33 . Аналогичные связи между металлургией, магией и основателями династии нашли свое подтверждение в китайских мифологических традициях 34 .
|< Пред. 661 662 663 664 665 След. >|