Страница:
197 из 403
Те же, кто более терпелив и уравновешен, пытаются познать Бога в Его чистом духовном облике. Они обретают пятый, неоскверненный вид знания.
Философия брахма-гьяны , относящаяся к четвертому виду знания, гласит, что этот мир порожден невежеством и потому ложен. Истинен лишь Брахман. Считать окружающий мир реальным — значит находиться в иллюзии. Индивидуальная душа представляет собой Брахман, покрытый пеленой невежества. Избавившись от невежества, душа становится Брахманом и таким образом избавляется от скорби, страха и иллюзии. Эту философию называют адвайтавадой , монизмом или же пантеизмом. Существует две разновидности адвайтавады : майявада и вивартавада . Если верить майяваде , этот мир ложен. Лишь под влиянием иллюзии мы думаем, что он действительно существует. Вивартавада в некоторой степени признает реальность творения. Согласно этой философии, творение бывает двух видов: первый называется викара , а второй — виварта . Когда воспринимаемый нами объект меняет свои свойства, но в то же время остается истинным, это называют викарой , или превращением. Например, такая реально существующая субстанция, как молоко, скисая, превращается в другую реально существующую субстанцию — простоквашу. Что же касается ложных ощущений, то они называются вивартой , или иллюзией. Так, человек по ошибке может принять веревку за змею или раковину моллюска за серебро. Существует множество разновидностей майявады и вивартавады , однако все они имеют несколько общих положений:
1. Не существует ничего, кроме Брахмана.
|< Пред. 195 196 197 198 199 След. >|