Страница:
317 из 403
Существует тридцать три вьябхичари- , или санчари-бхавы : 1) досада, 2) сожаление, 3) смирение, 4) чувство вины, 5) усталость, 6) опьянение, 7) гордость, 8) сомнения, 9) тревога, 10) сильное волнение, 11) безумие, 12) забытье, 13) болезнь, 14) смятение, 15) омертвение, 16) леность, 17) неподвижность, 18) смущение, 19) утаивание чувств, 20) памятование, 21) склонность к рассуждениям, 22) волнение, 23) задумчивость, 24) невозмутимость, 25) счастье, 26) страстное желание, 27) ярость, 28) высокомерие, 29) зависть, 30) дерзость, 31) головокружение, 32) сонливость и 33) пробуждение («Бхакти-расамрита-синдху». 2.4.106). Проявляясь по отдельности или вместе с другими бхавами , они усиливают стхайи-бхаву , позволяя познать расу . Влияя на голос человека, деятельность его органов и меняя само его существование, они питают как основные, так и дополнительные виды рати .
Раса служит для удовлетворения и души, и Господа. Когда сладость расы вкушает душа, источником ее наслаждения выступает Господь. А когда расой наслаждается Господь, удовольствие Ему доставляет душа. Помимо этого, раса сладостна сама по себе. Суть расы в ее вкусе, и наслаждаться этим вкусом могут только наделенные чувствами существа. Раса вечна, непрерывна, непостижима и исполнена великого блаженства. С уровня чистой рати она способна возвысить душу до махабхавы . Но когда чистая рати деградирует, душа оказывается в иллюзии и попадает под власть законов материального мира. Тем, чей разум чист, несложно понять эти истины. Однако прийти к такому пониманию с помощью мирской логики невозможно («Бхакти-расамрита-синдху». 2.5.108—2.5.109). Что говорить о духовных расах , если даже материальные расы не имеют порой логического объяснения.
Вибхава , анубхава , саттвика-бхава и вьябхичари-бхава в соединении со стхайи-бхавой дают начало расе . Человек, обладающий необходимыми качествами, способен понять, что такое раса . Но те, кого влечет к себе материальная раса , не готовы слушать о более высокой расе .
7.2.
|< Пред. 315 316 317 318 319 След. >|