Страница:
344 из 403
С одной стороны, существует стремление Кришны к самоудовлетворению, а с другой — Его склонность дарить наслаждение другим в непревзойденной форме паракия-расы . Когда возлюбленные встречаются, движимые взаимным влечением и стремлением доставить удовольствие друг другу, возникает паракия-раса . Если в расе преобладает тенденция к собственному наслаждению, она высыхает. А если раса развивается и в противоположном направлении, удовлетворяя другого, она набирает силу.
Там, где единственным господином является Кришна, паракия не подлежит критике. Когда же роль наслаждающегося играет обыкновенный человек, сразу возникает вопрос о правильном и неправильном поведении, и паракия может стать отвратительной. Внебрачные отношения с замужней женщиной считаются крайне предосудительными. По утверждению Рупы Госвами, низкая оценка, которую литературные критики дают героям-любовникам, применима только к материальным героям, но никак не к Кришне, ибо Он превыше мирских представлений о нравственности и поступает так лишь потому, что хочет насладиться сущностью расы . Тот, кто берет женщину в жены, становится ее пати , мужем («Удджвала-ниламани». 1.11). Тот, кто преступает законы дхармы и брака, движимый непреодолимым желанием покорить сердце чужой жены, именуется упапати («Удджвала-ниламани». 1.19, 1.21). Женщину, которая предлагает себя мужчине, пренебрегая общепринятыми принципами дхармы и законами брака, называют паракия . Такая женщина может быть как замужем, так и не замужем («Удджвала-ниламани».
|< Пред. 342 343 344 345 346 След. >|