Страница:
415 из 437
Он не углубляется в бесконечный текстуальный анализ, как то делал Штраус, а подчиняет материал определенному четкому сценарию. Суть его - трагическая неудача Иисуса, которая каким-то непостижимым образом обернулась Его духовной победой.
Излюбленный художественный прием писателя - контрасты. Живописуя цветущую Галилею, северную часть Святой Земли, с ее садами и нивами, он умышленно противопоставляет ей суровый гористый юг. Иудею, пустынную и мрачную. В Галилее, как она видится ему, женщины и дети водили хороводы и пели песни, а в Иудее обитали угрюмые фанатики, черствые знатоки уставов.
В изображении Иисуса Назарянина Ренан вдохновлялся не столько Евангелием, сколько слащавыми полотнами его родственника Ари Шеффера. Его Иисус - это юноша, выросший в "упоительной" среде Севера. Он чист, наивен, полон нежности и снисходительности к людям. Он проповедует счастливое Царство добрых бедняков, безоблачную "религию сердца", веру в благого небесного Отца. По выражению писателя, это был "чистый культ, религия без священников и без обрядности, всецело основанная на влечении сердца, на подражании Богу"*. В течение года, пишет Ренан, "Бог поистине обитал на земле".
__________________________________________
* Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1907, с. 129.
Для подтверждения своей мысли он относит к раннему галилейскому периоду жизни Иисусовой все те изречения Евангелия, которые кажутся ему светлыми и радостными. В их числе и Нагорная проповедь.
|< Пред. 413 414 415 416 417 След. >|