Энциклопедический словарь (А) :: Брокгауз Ф. А.
Страница:
179 из 1016
Аккорды состоят из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых)и образуют трех, четырех и пятизвучия. В начале развития гармонии, многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.
Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту.
Аккорд с большой терцией () называется мажорным, а с малой () минорным.
С малой терцией () и уменьшенной квинтой — уменьшенным; с большой терцией () и увеличенной квинтой — увеличенным или чрезмерным.
Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (домананте) мажорной и минорной гамме (напр., в гамме до на соль — соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.
Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда.
Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую септиму.
|< Пред. 177 178 179 180 181 След. >|