Энциклопедический словарь (А)   ::   Брокгауз Ф. А.

Страница: 925 из 1016



Гегель защищал также Кантовский динамизм; в своей «Логике» он смотрит на атомистическое воззрение, как на важную стадию на пути исторического развития понятий, но вместе с тем относится к нему как к заблуждению, которое должно быть устранено. В дальнейшем были сделаны новые попытки Гербартом и его школой, равно как Лотце и Дросбахом, спасти физические А. от Кантовских нападок, преобразив их в одухотворенные монады, и свести этим точку зрения философии Канта на Лейбницевскую. После Канта не выступали более философы защитники атомистического учения в смысле Демокритова и Эпикурейского материализма, как это имело место в XVIII столетии (Ламеттри, Гольбах, Робине); новые материалисты стремились придать атомам сверх физических — еще некоторые идеальные свойства или внутренние отправления (воображения, ощущения и т.п.) и этим приблизиться в известной степени к монадологической точке зрения. Ближе всего к настоящей Демокритовой системе в этом отношении стал Чольбе (Czolbe) в своем сочинении: «Neuen Darstellung des Sensualismus» (Лейпциг, 1855). Крайне остроумная попытка примирения Кантовой динамики с атомистическим учением физиков была сделана Фехнером в его сочинении: «Ueber die physik. und philos. Atomlehre» (2 изд., Лейпциг, 1864). Фехнеровы А., хотя неподвижны и кристаллической формы, как у Демокрита заимствуют из Кантовой динамики ту особенность, что наполняют пространство через воздействие геометрически правильно расположенных точек силы. Взгляд Фехнера является повторением взгляда Рожера-Иосифа Босховича (с 1711 — 1787 г.

|< Пред. 923 924 925 926 927 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]