Чжуанцзы (перевод Л.Д. Позднеевой) :: Чжуан-цзы
Страница:
17 из 75
Ведь великий путь не [может быть] назван, великий спор не [может быть] высказан в словах, великое милосердие не милосердно, великая скромность не уступчива, великое мужество не [совершает] насилий. Путь, который проявился, не есть путь; слова, высказанные в споре, не убеждают; милосердие постоянное несовершенно; скромность безупречная встречает недоверие; мужество, сопровождаемое насилием, несовершенно. Эти пять круглы, но приближаются к квадрату. Поэтому тот, кто в познании [умеет] остановиться на [еще] непознанном, — совершенен; кто сумел познать спор без слов, путь, который нельзя назвать, называется [хранителем] сокровищ природы; тот, в кого вливают и не переполнится, из кого черпают и не вычерпают, кому истоки знания неведомы, называется хранителем просвещения.
В старину Высочайший обратился к Ограждающему:
— С тех пор как я встал лицом к югу {19} , не могу успокоиться, — хочу пойти походом на Цзун, Гуй и Сюйао {20} . Почему это [происходит]?
— Почему же не можете успокоиться? Ведь эти три правителя живут словно среди бурьяна и полыни. Когда-то сразу появилось десять солнц {21} , [они] осветили [всю] тьму вещей. А [ваша] добродетель светлее солнца!
Беззубый спросил у Наставника Юных: — Знаете ли вы, в чем одинаковы [все] вещи?
— Как я могу это знать? — ответил Наставник Юных.
— Знаете ли, чего вы не знаете?
— Как я могу это знать?
— Тогда ни у кого нет знаний?
— Как я могу это знать? Хотя попытаюсь кое-что сказать.
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|