Сравнительные жизнеописания :: Плутарх
Страница:
485 из 570
Когда и священнослужители возвратились ни с чем, римляне решили запереться в городе и со стен отражать натиск врагов, возлагая надежды главным образом на время и неожиданное стечение обстоятельств, ибо сами не видели для себя никаких путей к спасению, и город был объят смятением, страхом и дурными предчувствиями, пока не случилось событие, до некоторой степени сопоставимое с тем, о чем не раз говорится у Гомера, но что для многих звучит не слишком убедительно. Так, например, когда речь заходит о действиях важных и неожиданных и поэт восклицает [20] :
Дочь светлоокая Зевса, Афина, вселила желанье.., —
или в другом месте:
Боги мой гнев укротили, представивши сердцу, какая
Будет в народе молва.., —
или еще:
Было ли в нем подозренье иль демон его надоумил, —
многие с порицанием относятся к подобным словам, считая, будто невероятными измышлениями и не заслуживающими доверия россказнями Гомер отрицает способность каждого человека к разумному и свободному выбору. Но это неверно, напротив, ответственность за все обыденное, привычное, совершающееся в согласии со здравым смыслом, он возлагает на нас самих и часто высказывается так:
Тут подошел я к нему с дерзновенным намереньем сердца, —
или:
Рек он, — и горько Пелиду то стало: могучее сердце
В персях героя власатых меж двух волновался мыслей, —
или еще:
...Но к ищущей был непреклонен,
Чувств благородных исполненный, Беллерофонт непорочный [21] .
|< Пред. 483 484 485 486 487 След. >|