Мировая история коррупции (том 1)   ::   Кузовков Юрий Владимирович

Страница: 214 из 887

Таким образом, община в силу самого своего существования защищала крестьян от произвола купцов и крупных землевладельцев, в то время как крестьяне-единоличники были совершенно беззащитны перед этим произволом. Во-вторых, византийские законы с самого начала стояли на страже интересов общины – общины имели преимущественное право приобретения личных участков земли, закрепленных за отдельными членами общины (в том случае, если те хотели выйти из общины или переставали пользоваться землей). Государство, таким образом, защищало общины от их захвата магнатами, что, как будет показано далее, станет в Византии очень острой проблемой в X-XII вв., в период возникновения нового цикла коррупции.

Сходство византийского «крестьянско-государственного социализма» и социализма, построенного в СССР в 1930-е годы, не ограничивается преобладанием общественных форм собственности над частной собственностью и наличием нерыночной распределительной системы с присущей ей дефицитом товаров не первой необходимости. Сходство можно заметить также в применении чрезвычайно суровых мер по отношению к коррумпированным чиновникам и к чиновничьему произволу. Как в СССР при Сталине чиновников, уличенных в коррупции, расстреливали, так и в Византии до начала X в. существовал закон, по которому, например, сборщик налогов, взявший с кого-либо налогов сверх установленного размера, карался смертной казнью (!) – лишь в начале X в. смертная казнь была заменена крупным штрафом ([66] с.182).

|< Пред. 212 213 214 215 216 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]