Мировая история коррупции (том 1)   ::   Кузовков Юрий Владимирович

Страница: 324 из 887

Возможно, не все эти послания были правдивыми. Тем не менее, по ним можно судить о той глубине падения морали правящей верхушки, которая произошла до их появления – если правители указывают в качестве своих заслуг то, что они не похищали и не насиловали чужих дочерей и не отнимали у крестьян последнее зерно в счет недоимок в голодный год, обрекая их на верную смерть. Примечательно и само осознание правителями важности защиты интересов простого народа, соблюдения норм морали и борьбы с произволом. В истории мы видим примеры, когда такого осознания правящей верхушкой так и не произошло, как это было в Византии при династии Палеологов – и Византии не стало, она погибла вместе со своей правящей верхушкой. А древнеегипетская цивилизация после эпохи феодальной раздробленности VII-X династий возродилась и просуществовала еще более 1000 лет: вплоть до конца II – начала I тысячелетия до н.э.

Именно в конце эпохи феодальной раздробленности и в начале Среднего царства , как отмечают историки, желание сделать добро «маленьким людям» среди правителей и чиновников встречалось очень часто ([9] с.172; [19] 2, с.7). Данную эпоху можно было бы сравнить с эпохой позднего средневековья в истории Западной Европы (XI-XIV вв.), да и само название «Среднее царство» напоминает европейские «средние века». Как пишут Д.Брестед и Б.Тураев, основатель XI династии фараон Аменемхет I «организовал феодальное государство, не отличавшееся существенно от того, которое мы находим в позднейшей Европе» ([9] с.155).

|< Пред. 322 323 324 325 326 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]