Мировая история коррупции (том 1)   ::   Кузовков Юрий Владимирович

Страница: 654 из 887

В XVIII веке то же самое произошло с Польшей. Как указывает И.Валлерстайн, Восточная Европа окончательно превратилась в «периферию» Западной Европы ([310] pp.131-142). Здесь почти повсеместно установился грабительский феодализм, ориентированный на экспорт сырья и продовольствия, и, как мы это видели на примере Польши, фактическую власть на местах захватила феодальная олигархия.

Такая же судьба чуть было не постигла и Германию. Она и до XVII в. не относилась к главным экономическим центрам Европы, а была, по определению И.Валлерстайна, «полупериферией» ([309] p.37). А в XVII веке, когда, как уже говорилось, исчезли даже последние остатки немецкой промышленности, а в восточной Германии сложилось крепостное право, Германия, подобно Польше, имела все шансы превратиться в феодально-сырьевой придаток Западной Европы. Но этого не произошло – Германия хотя и оставалась еще до середины XIX в. раздробленной и как бы в стороне от основных европейских событий, но после двух столетий этого замкнутого внутреннего существования вдруг, после объединения в середине XIX в., оказалась самым экономически сильным государством Европы, и остается таким до настоящего времени.

Не меньшее чудо произошло и в Англии. Как пишет И.Валлерстайн, Англия в середине XVI века была отсталой страной в промышленном отношении сравнительно со странами континентальной Европы, включая Францию, Испанию и Италию ([309] p.227). Эта ситуация начала меняться лишь в XVII веке, когда Англия стала их догонять.

|< Пред. 652 653 654 655 656 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]