Страница:
332 из 416
В глазах детей стихи до такой степени неотделимы от танца, что дети склонны измерять "плясовитостью" дажеволшебные сказки.
Тетя Зося сказала Маринке по поводу моего "Бармалея":
- Зачем, не понимаю, нужны такие пустопорожние книги!
- Ах, тетя, - возразила Маринка, - ее всю можно протанцевать!
К числу коллективных стихов относятся также и те, которые недавно получили название: "дразнилки".
В старое время эти стихи обычно выкрикивались толпой возбужденных детей, преследовавших какого-нибудь ненавистного им человека - хромого, сумасшедшего, горбатого, рыжего.
При этом дети не просто бежали за врагом, а прыгали и плясали, как дикие, что опять-таки сказывалось в ритме стихов.
Бывало, что эта дикарская пляска происходила на месте - когда, например, две группы детей стояли одна против другой, как две армии, готовые к бою, и обменивались рифмованной бранью, которая каждую минуту могла перейти в драку.
Я много слыхал этих детских дразнилок, и мне кажется, что их наиболее характерное свойство - в звуковых вариациях первого слова, в повторах, свидетельствующих о том возбуждении, в котором находились произносившие их.
Таковы народные дразнилки:
Федя-бредя
Съел медведя...
Цыган, мыган
Кошку дрыгал...
Коля-моля селенга
Съел корову и быка.
Эта звуковая инерция - верный знак, что дразнилки принадлежат к числу таких же эмоциональных стихов, как и те, о которых было сказано выше.
В большинстве дразнилок господствует опять-таки хорей.
|< Пред. 330 331 332 333 334 След. >|