Страница:
6 из 321
Когда же в одном из браззавильских кружков Эмиля Фершо спросили об этом, он не стал ничего отрицать, сказав, что, оказавшись в лесу с носильщиками, вознамерившимися бросить его одного без продовольствия, его брат разгадал их намерения, кинул в зачинщиков шашку с динамитом итрое туземцев погибли. В суд это дело передано не было.
По мере того как рос курс акций на кокосовое масло, возрастало и значение "Коколу". К первому судну прибавились многие другие разного тоннажа. Так появился и "Коколу XX", построенный специально на верфях Сен-Назера и перевезенный по частям в Матади. На Фершо работало несколько сот белых как в отделениях компании, так и в Бразза.
К тому времени относится и другая традиция - утверждать, что братья Фершо хуже других хозяев оплачивают труд своих служащих. На что занимавшийся внешней торговлей Эмиль отвечал:
- Мы действительно выплачиваем им скромную ставку. Но они могут заработать куда больше, если станут вкладчиками, получая проценты с доходов.
- К сожалению, - возражали ему за спиной, - никто и никогда не получал эти проценты. На то и существует Дьедонне Фершо!
Все это позднее в совсем иной атмосфере Парижа послужило поводом для страстной полемики. Многие газеты писали о Дьедонне Фершо, как об "акуле", и называли его также Убангийским сатрапом.
Дьедонне Фершо попрекали не только тем, что у него в каждой деревне было по нескольку жен из числа туземок - что, похоже, соответствовало истине, - но еще в большей степени тем, что он склонял к сожительству жен своих служащих.
Короче говоря, по мере того как росло его состояние, репутация Дьедонне Фершо становилась все более сомнительной.
|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|