А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии :: Анненский Иннокентий
Страница:
12 из 52
Вот ряд примеров:
Для сложных слов:
орел широкобежный; [50] темноцветные маки; [51] плод сладко-сочный; [52] грот темно-пустынный; [53] над чашей среброзвонкой; [54] золотовласые, наяды; [55] Силен румянорожий; [56] на брегу зелено-теплых вод; [57] Апеннин верхи снеговенчанны, с чернокудрявой, смуглой головой; [58] лилово-сребристые горы, бред твой сквозьсонный; [59] со смугло-палевым классическим лицом; [60] в многомятежном море зла; [61] голубок среброкрылых; [62] самоуслада; миродержавная забота; [63] быстробежный и т. д.
Согласитесь, что ни одного из этих слов или словосочетаний нельзя назвать натянутым и неудачным.
Для эпитетов:
янтарный мед [64] (1839); золотые акации [65] (1839); внимательная мечта («Импровизация») (1856); мохнатая ель, мшистая ель (1856), благодатный дождик, золотая буря [66] (1856); голубые бездны полны [67] (1857); незабудок сочных бирюза (I, 255); [68] в густой лазури [69] (1870); огненный. куст настурций; [70] грудой кудрявых груздей [71] (1856).
Замечательно сравнение:
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят… [72]
Неологизмов у Майкова вообще мало (сквозистый, [73] трелится, [74] зарость [75] ). При этом он не был и педантом русской речи и свободно допускал в свои стихи иностранные слова, даже не прижившиеся в русском:
Везде попрыгав с тамбурином
И в банделетках золотых. [76]
Да и публика знает маэстро — и уж много о нем не толкует. Репутация сделана: бюст уж его в Пантеоне.
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|