А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии   ::   Анненский Иннокентий

Страница: 49 из 52



А вкруг — без цели, без следа,

Несясь неведомо куда,

И без конца, и без начала,

Как будто музыка звучала,

И сыпля звезды без числа,

По небу тихо ночь плыла. [188]

(II, 69)

Даль звенит… Кого-то кличет,

Точно нимфа из-за волн…

Точно всхлипывают волны,

Лобызать кидаясь челн. [189]

(I, 445)

Здесь надо обратить внимание на звуковую живопись (Klangmalerei) подчеркнутых слов, а для картины вспомнить «Медного всадника».

2)  Сложных.

Примеры представляются двумя стихотворениями Майкова, из которых каждое представляет мифологическую картину:

«Над необъятною пустыней океана» (I, 522).

«Денница» (I,523).

3)  Эпических.

Похвалилася Смерть в преисподней,

Огород городить собралася;

Что в своем ли она огороде

Не дерев-кипарисов насадит,

А лихих молодцов-паликаров;

И не розанов вкруг их душистых,

А румяных девиц белогрудых. [190]

(II, 226–227)

Ср. подобные же изображения в наших былинах и сказках [191] (дома Соловья-разбойника и Бабы-яги) и у Тургенева: «Крокет в Виндзоре». [192]

В. Примеры сравнений .

1)  Количественное.

Монах, как будто львиной лапой,

Толпу угрюмую сжимал. [193]

(II, 20)

2)  Качественное.

И в умилении святом

Вокруг железные бароны

В восторге плакали, как жены;

Враг лобызался со врагом;

И руку жал герой герою,

Как лев косматый, алча бою. [194]

(II, 31)

3)  Картинное.

|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]