Беспокойники города Питера   ::   Крусанов Павел

Страница: 225 из 288

И хотя ее саму как человека здорового и жизнерадостного подобный мрачновато-романтический модус бытия категорически не устраивал, многие настроения и образы из стихов Мандельштама остались с ней навсегда.

В частности — трамваи. Они в стихах Мандельштама имели особый смысл. Они возникают на полотнах почти всех художников кружка, но чаще всего — именно у Наташи Жилиной, да еще у Арефьева. Слово «трамвай» несколько раз даже фигурировало в названиях картин Жилиной. Трамваи в те времена красили исключительно в красный цвет, они курсировали даже ночью, правда, с часовыми интервалами и воспринимались как красные кровяные тельца в физиологии ночного города («сползла с колесованных улиц кровавая капля — трамвай»). Но у трамвая была и вторая, мистическая ипостась. Подобно тому, как для древнего человека изображение лодки символизировало путешествие в загробное царство, в компании Мандельштама трамвай на пустых темных улицах казался средством транспортировки в потусторонний мир.

Сон оборвался. Но кончен.

Хохот и каменный лай.

В звездную изморозь ночи

Выброшен алый трамвай.



Пара пустых коридоров

Мчится, один за другим.

В каждом — двойник командора —

Холод гранитной ноги.



— Кто тут?

— Кондуктор могилы!

Молния взгляда черна.

Синее горло сдавила

Цепь Золотого руна.



Где я? (Кондуктор хохочет).

Что это? Ад или рай?

В звездную изморозь ночи

Выброшен алый трамвай.



Кто остановит вагоны?

Нас закружило кольцо.

|< Пред. 223 224 225 226 227 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]