Двести лет вместе. Часть первая   ::   Солженицын Александр Исаевич

Страница: 103 из 129

Он указывал, что «раввины, в своих интересах, опутали жизнь сетью постановлений», в их руках сосредоточились и духовная, и законодательная, и полицейская власти, и вот «именно изучение Талмуда и исполнение обрядов, как единственное средство отличиться и приобрести благосостояние, стали «главнейшей мечтою стремлений евреев»; и хотя Положением «правительство и ограничило права раввинов и кагалов, но «дух в народе остался прежний». Автор записки считал «раввинов и кагал виновниками народного невежества и нищеты» [246] .

Другой еврейский общественный деятель, Гиллер Маркевич, выходец из Пруссии, писал, что члены виленского кагала при содействии местной администрации подвергали суровым преследованиям каждого, кто раскрывал их противозаконные действия; лишённые теперь права херема, они своих разоблачителей держали «долгое время в тюрьме… Буде же кто… находил способ из тюрьмы… писать вышнему правительству, того уже посредством служителей отправляли без дальних околичностей на тот свет»; когда ж подобные преступления обнаруживались, члены кагала тратили крупные денежные суммы, чтобы затушить дело». И Ю. И. Гессен считает, что это сообщение «не голословное, справедливо в той или иной степени и по отношению к другим кагалам» [247] . Примеры прямых убийств по велению кагала мы находим и у других, еврейских историков.

|< Пред. 101 102 103 104 105 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]