Генри Фильдинг - великий английский ппосветитель :: Микульский С С
Страница:
22 из 60
В пьесес огромной силой раскрыта власть денег, которая губит людей, лишает их человеческого облика, распространяется на семью, общество, на оценку человеческого ума, знаний, талантов. "Не заключено ли больше очарования в звоне тысячи гиней, чем в пустом звуке тысячи похвал", - так определяет циничную мораль этого общества мистер Модерн, наиболее типичный из буржуазных персонажей пьесы.
Резкость пьесы вполне объясняет возмущение зрителей, которые узнавали себя в ее персонажах. Между тем Фильдингу удалось в ней добиться несомненных достижений в области реалистической драмы, дать глубокое изображение характеров, показать внутренние причины человеческих поступков, развитие страстей, сложность характеров героев.
Разоблачение буржуазного брака Фильдинг продолжает в пьесах, появившихся непосредственно после "Современного супруга": "Ковент-гарденская трагедия" (1732), "Совратители, или Пойманный иезуит" (1732), "Мнимый врач, или Излечение немой леди" (1732) и "Скупой" (1733); три последние близки к пьесам Мольера "Тартюф", "Лекарь поневоле" и "Скупой".
В пьесе "Совратители, или Пойманный иезуит" Фильдинг обратился к теме тартюфства, злободневной для Англии XVIII века. И хотя драматург придал своей сатире антипапистскую тенденцию, напоминавшую о временах якобитской реакции в Англии, однако основной удар в его пьесе был направлен против религии вообще, препятствующей естественным проявлениям человеческой природы и несоответствующей здравому смыслу.
|< Пред. 20 21 22 23 24 След. >|