Ямато-моногатари как литературный памятник :: Ермакова Л. М.
Страница:
111 из 140
Отломив ветку сливы, она:
Какару ка-но
Аки мо каварадзу
Нихохисэба
Хару кохи си тэфу
Нагамэсэмаси я
Если б этотаромат
И осенью неизменно
Источался,
Не так мучительно было б
О весне с любовью вспоминать —
такое сложила стихотворение».
Далее говорится о том, как многие кавалеры, очарованные ее красотой и поэтическим даром, стремились завязать с нею отношения, но она им не отвечала. Отец и приемная мать стыдили ее за это, и тогда она написала одному из кавалеров:
Омохэдомо
Кохи накарубэми
Синобурэба
Цурэнаки томо я
Хито-но миру раму
«Хоть и думаю о вас,
Но, видно, все напрасно.
Чувства в душе таю,
И, верно, бесчувственной
Кажусь я вам.
Только это она и послала, ни слова не добавила. Причина же была вот в чем: родные все говорили ей: „Возьми же кого-нибудь в мужья“, а она отвечала: „Всю свою жизнь до смерти я хочу прожить без мужчин“, беспрестанно это твердила, и так оно и вышло: ни с кем она не завязала отношений и в двадцать девять лет скончалась».
В этом эпизоде содержатся три танка. Первая из них — арихатэну — содержится в 18-м свитке Кокинсю (раздел «Песни о разном»), остальные две танка — как сообщается в 143-м дане и, видимо, имеет отношение и к 142-му — «все это теперь уже старые песни». Помимо того в Кокинсю автором первой танка назван Тайра Садафуми (Хэйтю).
Таким образом, старые танка оказались вставлены в совершенно новый контекст, т. е. соединение этих пятистиший с данным повествованием представляет собой плод творческой фантазии автора.
|< Пред. 109 110 111 112 113 След. >|