Ямато-моногатари как литературный памятник   ::   Ермакова Л. М.

Страница: 90 из 140

И Тосико послала Госпоже из Северных покоев:

Охоката-но

Аки-но хатэ дани

Канасики-ни

Кэфу ва икадэ ка

Кими курасу раму

Ведь всегда

Конец осени

Так печален.

Как же сегодня, теперь

Переживешь ты это время?

Та бесконечно опечалилась, заплакала и ответила так:

Араба косо

Хадзимэ мо хатэ мо

Омохоэмэ

Кэфу-ни мо авадэ

Киэниси моно-во

Если бы он был жив,

Начало и конец [осени]

Различила бы я.

Но, не дождавшись нынешнего дня,

Угас он! —

таков был ее ответ» (9-й дан).

Интересно, что в этом стихотворном диалоге ключевыми словами, повторяющимися и в том и в другом стихотворении, будут кэфу — «сегодня» и хатэ — «конец».

Но слово хатэ присутствует и в прозаическом тексте в виде михатэ — «погребальная церемония» (ми — префикс, указывающий на почтительность к тому лицу, по отношению к которому употреблено слово, т. е. отдельность восприятия морфемы хатэ в слове михатэ несомненна). Таким образом, между словом хатэ в прозе и хатэ в стихотворениях существуют отношения омонимии, и их в паре можно рассматривать как разновидность омонимической метафоры.

Еще пример того же рода:

«Ныне покойный вельможа Минамото-дайнагон долгие годы жил в любви с Госпожой из Восточных покоев, дочерью Тадафуса. Но вот увлекся он юной принцессой Тэйдзиин, отдалился от прежней дамы, и так прошло время.

|< Пред. 88 89 90 91 92 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]