Как делают антисемитом   ::   Кураев Андрей

Страница: 290 из 408

Иосиф памятен прежде всего совсем иным – например, безмерной благотворительностью своего монастыря…

Так может быть и с читателями "Шулхан Аруха" – они сегодня могут ценить в этой книге и принимать как руководство к ежедневной жизни совсем не то, что "напрягает" нас в этом тексте.

Вообще же надо честно признать, что традиция "богословия ненависти" была в истории самых разных религий и нашла свое отражение в их текстах. В христианских проповедях поносились иудеи и мусульмане. В мусульманских наставлениях уничижительно характеризовались христиане и опять же иудеи. В иудейских текстах формировался образ христиан и мусульман как врагов [426] .

Еще в античной школе риторики преподавалось искусство поношения оппонента – по-гречески это называлось "псогос". Это была буквально школа злословия. На курсах риторики обучали приемам, когда максимально уничижают оппонента. Св. Василий Великий был выпускником и отличником сразу двух школ – школы античной культуры и школы евангельского благочестия. Отсюда вопрос – в каком из этих классов св. Василий учился так отзываться о своих оппонентах – "Как же быть правой мысли у тех, у кого и ноги кривы?" [427] .

Были, были и в истории православия свои "пятиминутки ненависти". И в словах св. Иоанна Златоуста против иудеев есть и признания в личной ненависти к иудеям, и призывы к другим взращивать в себе эту ненависть ("Значит, поэтому-то больше и следует ненавидеть их, вместе с синагогою, что они оскорбляют святых тех" (св. Иоанн Златоуст. 1 слово против иудеев). "И я за то ненавижу иудеев, что они имеют закон, но нарушают его" (там же, слово 6)).

|< Пред. 288 289 290 291 292 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]